Ниже представлены краткие рекомендации по выбору автомобильных весов на основе многолетнего опыта работы в весопроизводственной компании. Даны краткие характеристики основных классов автомобильных весов: подкладных, врезных и весов с полным заездом автотранспортного средства. Надеюсь, данные рекомендации будут полезными.
ВА-П Весы автомобильные подкладные
Весы подкладные представляют собой небольшие весовые платформы (габаритом, например, 0,9 х 0,6 либо 0,75 х 0,50 метра), переносимые вручную одним либо двумя людьми. Обычно применяется комплект из четного числа платформ, по одной на колесо автомобиля. Минимальный набор – две платформы – подходит для взвешивания одной оси автомобиля.
Весы для грузового транспорта устанавливаются на любое прочное основание – асфальт, забетонированную площадку либо дорожные плиты. Подготовка к работе составляет буквально несколько минут. Подкладные весы последнего поколения снабжаются радиомодулями, позволяющими передавать сигнал по радиосвязи (на терминал, ПК, ноутбук либо планшет) и объединять в единый комплекс 4, 6, 8 и более весовых платформ, и не требуют проводных соединений, как правило, являющихся самым слабым звеном у весов данного типа и выходящих из строя в первую очередь.
Так как подкладные весы эксплуатируются в условиях «максимально приближенных к боевым», их изготавливают из легированной стали (обладающей в 1,5 раза более высокими прочностными характеристиками, чем конструкционная сталь) либо из нержавеющей стали. На российском рынке также присутствуют алюминиевые весы, обычно, китайского производства. Главный минус подкладных весов – возможность их применения только для некоммерческого взвешивания (в соответствии с действующим ГОСТом), а также значительно более низкая точность по сравнению с другими группами автомобильных весов. Главные достоинства – невысокая цена и высокая мобильность.
Подкладные весы в основном применяются для определения нагрузки на ось и ограниченно подходят для взвешивания автотранспортных средств. Суммирование нагрузок по всем осям дает лишь представление об общем весе автотранспорта и несет в себе достаточно значимые системные ошибки*.
ВА-В Весы автомобильные врезные
Предназначены для поосного взвешивания автотранспортных средств в движении или в статике. Представляют собой весоизмерительную платформу, установленную в металлическую раму на одном уровне с проезжей частью. Врезные автомобильные весы характеризуются меньшей точностью взвешивания, чем весы с полным заездом автомобиля (рассмотренные далее), зато существенно дешевле и занимают сравнительно немного места. Врезным весам необходим фундамент, желательно, с дренажной системой. Если весы будут установлены в холодном климате и предполагается эксплуатация в зимних условиях – их желательно снабдить системой обогрева**.
Обычно врезные весы устанавливаются в местах большого потока автомобилей. Как и подкладные весы, врезные весы ограниченно подходят для взвешивания автомобиля целиком и обычно применяются для определения нагрузки на ось.
Весы автомобильные с полным заездом автотранспорта на весовую платформу
Весы данной конструкции обеспечивают наивысшую точность взвешивания по сравнению с врезными или подкладными весами. Однако они также наиболее габаритные, так как весовая платформа должна вместить любой взвешиваемый транспорт. Также такие весы достаточно дорогие по сравнению с врезными или подкладными весами. Последнее предопределено высокой металлоёмкостью, зачастую 23 метровые весы весят около 15 тонн и более.
Габариты весов
Предпочтительно выбрать длину весов как расстояние между крайними осями самого длинного взвешиваемого автотранспортного средства плюс 2 метра. Необходимо учесть, что для весов, установленных выше дорожного полотна, понадобятся съездные и заездные пандусы длиной от 2 до 3 метров каждый в зависимости от конструктивной высоты весов. Для комфортного взвешивания автопоездов желательно (но не обязательно) использовать удлиненные 4-х либо даже 5-ти метровые пандусы. Можно либо купить готовые стальные пандусы (их длина является опцией), либо изготовить самостоятельно из железобетона.
Ширина проезжей части подавляющего большинства весов около 3,0 метра. Трёхметровой ширины достаточно для взвешивания всех дорожных грузовых автомобилей. Весы большей ширины обеспечивают более комфортный заезд и съезд, однако за это приходится платить их повышенной стоимостью.
Наибольший предел взвешивания
Наибольший предел взвешивания (НПВ) весов – максимальное значение веса, которое могут измерить весы данной модели. Если взвешиваемый автомобиль окажется более тяжелым, его вес просто не отобразится весами. Чем больше НПВ весов, тем ниже их точность взвешивания и больше цена деления весов, поэтому желательно оптимально выбрать НПВ с учётом взвешиваемого автопарка. Габариты и НПВ – первое, с чем необходимо определиться при выборе весов.
Нагрузка на ось
Максимальная нагрузка на ось – главный параметр, характеризующий жёсткость весов. Чем выше этот параметр у весов, тем более металлоёмкой и сложной в производстве является их конструкция и тем выше цена. Большой разброс цен на российском рынке автомобильных весов во многом обусловлен именно разной максимальной нагрузкой на ось у разных конструкций весов. При покупке весов необходимо уточнить этот параметр, так как двое весов, вроде бы одной длины и одного НПВ, могут иметь совершенно различные максимально допустимые нагрузки на ось. Соответственно, металлоёмкость и цена могут различаться в два раза.
Фундаментная и бесфундаментная установка
Весы могут быть установлены на специально подготовленный фундамент (фундаментная установка), либо на дорожные плиты или забетонированную /заасфальтированную площадку (бесфундаментная установка). В последнем случае используется специальная рама для бесфундаментной установки.
В далеком прошлом большинство компаний предпочитало фундаментную установку, из-за её более высокой точности. Сейчас усовершенствование узлов встройки датчиков нивелировало это преимущество, и точность бесфундаментных весов, при правильной установке, достигла точности фундаментных.
Фундаментная установка предпочтительна, если не предполагается переносить весы на другую площадку в течение всего срока службы. Также фундамент (с дренажной системой) необходим, если предполагается установка весов в уровень с дорожным покрытием. Главный минус фундаментной установки – большая стоимость фундамента, например для стандартных 18-ти метровых весов она может составить 400 000 рублей и более.
Если весы предполагается переносить с места на место, необходимы весы в бесфундаментном исполнении.
Дальнейшим развитием бесфундаментных весов являются передвижные (или мобильные) весы. Передвижные весы поставляются готовым к установке комплектом, все соединения электрической схемы сделаны сборно-разборными. Благодаря этому передвижные весы могут быть демонтированы / смонтированы заказчиком своими силами за один день. Впрочем, как и другим автомобильным весам (кроме подкладных), им требуется поверка при каждой установке на новое место. Однако при первой установке и прочих установках в первый год эксплуатации поверка не требуется, так как передвижные весы обязательно поверяются еще на заводе-изготовителе. Отсутствие первичной поверки и есть «визитная карточка» передвижных весов.
Датчики
При выборе весов особое внимание необходимо уделить датчикам, так как они являются сердцем любого весоизмерительного устройства, и от их точности и надёжности зависит если не все, то очень многое. Желательными являются датчики высшей степени пылевлагозащиты*** IP68 из нержавеющей стали. Любой более слабый вариант (более низкая степень пылевлагозащиты или ржавеющая сталь датчиков) уже нельзя рассматривать как современный.
Также важным критерием является термокомпенсированный температурный диапазон датчика. К сожалению, не все датчики рассчитаны на работу в условиях русской зимы. Для эксплуатации весов в условиях Крайнего Севера желательно использовать специальные датчики с расширенным термокомпенсированным диапазоном, обычно, европейских производителей.
Конструктивно наиболее популярен колонный тип датчиков, это основные используемые датчики на рынке автомобильных весов. В весах, рассчитанных на небольшую нагрузку на ось, используются балочные датчики. Ранее на российском рынке присутствовали весы на датчиках типа «балка двойного изгиба», но сейчас они слабо распространены.
Наиболее элитными считаются датчики европейских фирм.
Особенности транспортировки
Автомобильные весы состоят из нескольких платформ длиной, обычно, от 4 до 8 метров. При транспортировке необходимо учитывать, что длинномерные платформы от 6 метров не входят в стандартный 20-ти футовый контейнер. Также каждая платформа может состоять из двух полуплатформ (колейный тип весов) либо быть цельной (моноплатформа). В последнем случае для транспортировки платформы необходим спецтранспорт, так как она не поместится в кузове стандартного грузовика.
С точки зрения транспортировки наиболее удобны колейные весы, состоящие из платформ менее шести метров. Для их транспортировки достаточно 20-ти футового контейнера либо обычного грузовика.
Силовые ограждения
Силовые ограждения, являющиеся единым целым с весовой платформой, предохраняют взвешиваемое автотранспортное средство от случайного падения с весовой платформы, что не является редкостью в российских условиях. Такие весы будут несколько дороже весов классической конструкции, без силового ограждения, но дополнительные затраты быстро окупятся. Правильно сконструированные силовые ограждения не имеют острых углов, способных повредить шины автомобилей, и имеют высоту в несколько десятков сантиметров.
Силовые ограждения не стоит путать с обычной оградой весов. Ограда весов не является единым целым с весовой платформой и не несет никакой защитной функции, только сигнальную. Как правило эффект от ограды довольно скромный, защитить автотранспорт от сваливания и повреждений она не способна.
Толщина настила
Большинство автомобильных весов на российском рынке имеют толщину настила от 4 до 10 мм. Более тонкий настил считается недостаточным, более толстый – избыточным. Вопреки устоявшемуся мнению толщина настила не определяет жёсткость весоизмерительной платформы и возможную нагрузку. Жёсткость весов и максимальная нагрузка определяются исключительно числом и конструкцией поперечных и продольных ребер жёсткости внутри платформы.
Однако на предприятиях строительной отрасли либо горнодобывающей промышленности, работающих с песком, цементом, гранитной крошкой либо другими абразивными материалами возможно постепенное «стирание» настила, особенно в условиях активной эксплуатации. Таким предприятиям желательно приобретать автомобильные весы с достаточной толщиной настила. 8 мм настил полностью гарантирует от любого «стирания», на практике достаточно и меньшей толщины. Толщина настила является опцией и может быть изменена под требования заказчика.
* Можно выделить две основные системные ошибки:
1. Негоризонтальное расположение автомобиля из-за того, что одной осью он расположен на весах (на несколько сантиметров выступающих над дорогой), а остальными на дорожном покрытии. Из-за этого нагрузка на измеряемую в данный момент ось оказывается иной, чем в случае горизонтального расположения автомобиля. Можно привести пример из обыденной жизни – если встать на бытовые весы только одной ногой и измерить вес, а потом аналогично измерить вес, встав только второй ногой, то сумма таких измерений окажется достаточно отличной от вашего истинного веса.
2. В многоосной тележке нагрузка регулярно перераспределяется между осями и должна измеряться одномоментно по всем осям либо целиком по всей тележке. Это обусловлено конструкционными особенностями многоосных тележек. Распространённый на практике (к сожалению) метод поочередного измерения нагрузки по каждой оси с последующим суммированием дает очень большую погрешность.
** Так как врезные весы устанавливаются в приямок, их очистка несколько затруднена относительно других групп весов и имеет место риск заледенения и падения точности в связи с тем, что весовая платформа опирается не только на датчики, но и на лед.
*** Первая цифра определяет класс пылезащиты, вторая – класс влагозащиты. Наивысшим является IP68.